От редакции: С 1992 года по сегодняшний день самаритянским трудом Юрия Павловича Мальцева- председателя Общества охраны памятников русской культуры в Эстонии и радением членов Общества — спасено и восстановлено более пятнадцати братских кладбищ и захоронений северо-западников ( СЗА ) и гражданских беженцев, скончавшихся от ран и болезней в 1919/1920 на территории Эстонии. Подобная многотрудная и благородная деятельность, как это, увы, часто бывает, не в силах заполнить все лакуны в предпринятом Обществом глобальном труде исследования, обнаружения и спасения уничтоженных планомерно в советское время захоронений белых воинов и беженцев. Публикуемое скрупулезное исследование Романа Альбертовича Абисогомяна прежде всего призвано восполнить эти некоторые досадные пробелы на пользу общего дела.
Роман А. Абисогомян (Тарту)
К вопросу о братских могилах и кладбищах
Северо-Западной Армии ( СЗА ) на территории Эстонии
В первом и втором выпусках «Трудов Русского исследовательского центра в Эстонии» были опубликованы две обстоятельные статьи Юрия Павловича Мальцева [1], представляющие собой первый и основополагающий опыт выявления и описания братских могил и кладбищ Северо-Западной армии ( СЗА ) на территории современной Эстонии.
Однако, несмотря на обширную источниковедческую базу, в упомянутых статьях есть некоторые фактические лакуны, наличие которых объясняется, прежде всего тем, что проблема выявления и описания кладбищ, братских могил и памятников Северо-Западной Армии ( СЗА ) в Эстонии в исследовательской литературе до появления публикаций Ю. П. Мальцева была не только не разработана, но и не поставлена.
Исследователю, взявшемуся за данную тему, за непродолжительный срок достаточно трудно проработать обширный массив всевозможных источников. Ю. П. Мальцев использовал в основном архивные материалы, свидетельства краеведов и материалы собственных экспедиционных разысканий.
В данной статье делается попытка дополнить изложенный в статьях Ю. П. Мальцева материал новыми фактами, почерпнутыми из газетных и архивных источников.
Автор данной публикации далек от мысли считать сведения, изложенные здесь, исчерпывающими и окончательными. Поэтому ценность результатов разысканий Ю. П. Мальцева остается непреложной, тем более, что о некоторых захоронениях и кладбищах воинов Северо-Западной Армии ( СЗА ) в проработанном нами материале мы не нашли ни одного упоминания. Так, например, в периодике тех лет отсутствует какая-либо информация о захоронениях северо-западников в Алайыэ, Ваэкюла, Мяэтагузе и на Воскресенском Ревельском гарнизонном военном кладбище.
АССЕРИН (АЗЕРИ).
История создания памятника воинам Северо-Западной Армии ( СЗА ) в Азери берет свое начало в 1921 году, когда был объявлен сбор средств на его возведение [2]. Почин в этом деле принадлежал Б. Е. Агапову, пожертвовавшему 2 900 эстонских марок. Правда, большая часть суммы (2750 марок), была в последующем распределена председателем Ассеринского отделения Комитета русских эмигрантов С. Г. Петровым между нуждавшимися северо-западниками, которые проживали в районе Азери [3].
В дальнейшем общая сумма на постройку памятника складывалась из средств, собиравшихся по подписке и от проведения спектаклей, танцевальных вечеров и лотерей, давших основные средства. Огромную помощь оказала администрация Ассеринского цементного завода, пожертвовавшая на постройку памятника необходимые материалы [4]. К 1 января 1924 года была собрана достаточная сумма для начала строительных работ, которая была передана Строительному комитету по сооружению памятника на Ассеринском братском кладбище, возглавил который Ф. С. Добровидов.
Строительные работы начались 14 марта 1926 года [2]. Закладка памятника была произведена 1 августа 1926 года [5]. Памятник был построен по проекту профессора П. М. Шелоумова и представлял собой обелиск в форме усеченной пирамиды и высотой в 2,5 сажени (приблизительно 1,8 м), установленный на пьедестале высотой в 2 аршина (около 1,5 м). На вершине обелиска находился шар, а на нем — чугунный православный крест. Памятник был сооружен из плитняка и облицован бетоном, по его периметру была протянута цепь. Торжественное открытие памятника, на котором присутствовало около 1000 человек, состоялось 3 октября 1926 года.
С речами, обращенными ко всем собравшимся, выступили митрополит Александр (Паулус) и протоиерей А. Ф. Остроумов. От имени русских военнослужащих-эмигрантов в Эстонии выступил генерал А. К. Баиов, колонель (полковник) А. Симон зачитал телеграммы от главы государства и военного министерства. С речью от своего имени, с обзором истории создания памятника также выступил председатель Строительного комитета по сооружению памятника на Ассеринском братском кладбище Ф. С. Добровидов [6].
День поминовения усопших на братском кладбище в Азери северо-западников в дальнейшем стал традиционным. Известно также, что раз в год, в день Святых Апостолов Петра и Павла 29 июня, на братском кладбище собирались члены монархического объединения сланцевого бассейна [7]. Иногда на ежегодную панихиду приезжали представители эмигрантских монархических и воинских объединений из других регионов Эстонии. Например, на состоявшейся 9 июля 1932 года панихиде, присутствовали: предводитель сторонников Великого Князя Кирилла Владимировича в Эстонии Вице-Адмирал П. П. Левицкий (проживавший в Таллинне); член Союза русских увечных воинов-эмигрантов в Эстонии и Союза взаимопомощи чинов бывшей Северо-Западной Армии ( СЗА ) и русских эмигрантов в Эстонии Капитан Н. Н. Подмошенский (проживавший в Нарве).
Последний возложил от имени Союза взаимопомощи чинов бывшей Северо-Западной Армии ( СЗА ) и русских эмигрантов в Эстонии венок из металла, перевитый лентой цветов русского национального флага с надписью «Братьям по оружию» [8]. Стоит отметить, что данные о количестве захороненных на кладбище воинов Северо-Западной Армии ( СЗА ) весьма противоречивы. Например, в одной газетной статье указывалось число 417 [9], в другой — 487 [10], в третьей — 800 [8], и, наконец, в еще одной публикации утверждалось, что похороненных было свыше 1000 [5].