Такая «Небесная Россия» не только могла бы и должна была бы быть Единой и Неделимой – она не могла быть никакой иной, как только Единой. Сущность же данного единства опять-таки лежит в духовной сфере, а именно – в Православии, в котором исторически состоялся русский народ с его великой культурой. Духовное же единство России и её народа по необходимости требовало неразделённости, нерасчленённости – невозможности и непозволительности расчленить – страны, в том числе территориально.
Такое единство трудно определимо и объяснимо, но оно имеет глубокие корни в нашем прошлом. На протяжении всего Средневековья, как в дотатарское время, так и под татаро-монгольским игом, Русь представляла собой сложный конгломерат независимых княжеств каждое с собственной территорией, экономикой, административной системой управления и т.д. Каждый князь справедливо считал себя главой отдельного государства, вёл автономную политику, чеканил собственную монету и весьма часто находился в конфронтации с соседями, вплоть до затяжных междоусобных войн.
Однако, даже жизнь в отдельных, нередко враждовавших княжествах, отнюдь не мешала всем русичам чувствовать себяпри этом членами единого целого, определяемого летописцами как «Русская земля». Хотя к этой «земле» неприменимы понятия территориальной целостности, единого экономического, культурного или политического пространства, в ней даже нет «единой русской народности» в этническом смысле – она просто не успела сложится. Единственной чертой, которая объединяла все «земли киевские, суздальские, черниговские, новгородские, галицкие» и т.д. было вероисповедание.
Таким образом, единство «Русской земли» – не что иное, как этно-конфессиональная общность, единство Православной, богоспасаемой земли, единство Православной церкви [24].
В дальнейшем эта особенность так или иначе сохранялась в национальном мировоззрении и коллективной системе ценностей народа, в чём убеждает специфика развития отечественной истории, в частности, освоения Русью-Россией новых территорий и войн (в первую очередь, с Турцией за освобождение балканских народов).
Несомненно, помысливаемое, как духовная реальность, единство на вероисповедной, культурно-исторической Православной основе не допускало и территориального отторжения окраин – так, как невозможно насильственное отторжение частей Тела Христова. Ни политики всех новообразовавшихся государств, ни большевики, ни представители европейских держав этого, конечно, не учитывали и не считались с данной проблемой.
В результате произошло действительно расчленение Русской Православной Церкви. Практически во всех «осколках» бывшей Империи Церковь была отнята от окормления Всероссийского Патриарха и насильственно, чаще всего против воли большинства епископов, клириков и паствы, переведена в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, за чем следовало разрушение основ Православия, искажение догматов и обрядов – всё то разложение, которым страдал Константинополь на протяжении ХХ столетия. Такой участи подверглась Православная Церковь в Польше, Прибалтике, Финляндии (бывшие западные и северо-западные епархии Российской Империи). Политика возобладала над духом.
В Белом же движении всё было наоборот. Добровольцы оставались верными себе, прозревая и ожидая свою подлинную Россию – единую и бессмертную, во имя которой они проливали кровь и жертвовали жизнью, не боясь смерти. Ведь смерть они понимали в глубоко христианском Православном контексте – попирающей смерть и являющейся залогом Воскресения, окончательного очищенного и преображённого утверждения того, что умирает – в Вечности [25] .
В христианском понимании смерти как залога воскресения и бессмертия содержится подлинный смысл Белого Дела. Недаром замечательный писатель-эмигрант И.С. Лукаш устами своих героев говорил: «Россия будет, мы знаем, и если будет Россия, будем и мы, потому что мы – её бессмертная воля к жизни. Мы – бессмертные» [26] . И продолжал: «Где ещё осталась такая сияющая духом русская молодёжь, обрекшая себя крови и подвигу…? Зелёный сад наш, милая наша надежда российская, послушник наш Алёша, третий из братьев, молодший, который придёт на смену всем нам, и русским холодным безумцам Иванам, что сродни чорту, и дон-кихотам Митям, прокутившим душу, и мерзостным Смердяковым. Третий брат, милый Алёша, за которым, обелённая в великой крови и на гноищах, третья Россия» [27].
В подтверждение тезиса о единстве Белых фронтов Гражданской войны приведем слова одного из рядовых ее участников именно в Северо-западном регионе: «Вы говорите о белой идее, о тех устремлениях национального духа, из которых возникла наша борьба. Да, вы правы: она шла разными путями, часто не без ошибок, но никогда (я это утверждаю) без внутреннего горения, без изумительного верования в иные горизонты России, в иную правду для неё. Вот отгремела она, эта борьба <…> а скажите, что осталось у нас в сердцах? Глухая и тихая радость: "да, мы до конца прошли свой путь; мы скрещивали свои мечи с мечами врага открыто и безбоязненно, ибо сквозь кровавый туман, покрывший Россию, мы видели её – просветлённую Россию". Мы боролись за неё» [28].
——
[1] Говоря о Добровольческих армиях во множественном числе, мы имеем ввиду, с одной стороны, что принцип
добровольной записи существовал во всех белых армиях в России в период Гражданской войны, и при этом везде обеспечивал наиболее стойкий военный кадр. С другой стороны, наименование «Добровольческая армия», традиционно закрепившееся за армией, сформированной генералами Алексеевым и Корниловым на Дону в ноябре-декабре 1917 года, достаточно широко использовалось и белыми вождями и бойцами, служившими на других фронтах. В качестве примера можно привести самоназвание «Добровольческих дружин» (затем «Добровольческой дивизии»), создававшейся в армии Адмирала А.В. Колчака генералом Крамаренко, заголовок мемуаров А.С. Гершельмана «В рядах Северо-Западной Добровольческой армии» и т.д. Наиболее важным, в данном случае, на наш взгляд является осознание и презентация себя как добровольцев, а своей армии – как добровольческой.
[2] Источники по дохристианской истории Руси не только крайне малочисленны и разрозненны, но, зачастую ещё и опосредованы христианским миропониманием. Это, в частности, касается упоминаний языческих божеств в "Повести временных лет" и др. летописных источниках, созданных после Крещения Руси носителями Православного сознания — монахами Киево-Печерского и др. монастырей.
[3] Митрофанов Георгий, прот. Духовно-нравственное значение Белого Движения // Белая Россия. Опыт исторической ретроспекции: Материалы международной научной конференции в Севастополе. СПб.; М., 2002. С. 8
[4] Митрофанов Георгий, прот. Духовно-нравственное значение Белого Движения // Белая Россия. Опыт исторической ретроспекции: Материалы международной научной конференции в Севастополе. СПб.; М.: «Посев», 2002. С. 8.
[5] Ильин И.А. Государственный смысл Белой Армии // Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 тт. Т.9-10. М., 1999. С.
282. /Курсив И.А. Ильина. – Д.Б./
[6] Ср.: Ливен А.П. Ливенцы и Северо-Западная армия // Белая борьба на Северо-Западе России. М., 2003. С. 455 –
456.
[7] Пилкин В.К. Дневник 1918 – 1920: В Белой борьбе на Северо-Западе России. М., 2005. С. 226.
[8] Там же. С. 96 и 409.
[9] Патронов И.Ф. Начало Добровольческой эпопеи. Ч.II. ГА РФ Ф. 5881. Оп. 2. Д. 557. Л. 127.
[10] Деникин А.И. Очерки Русской Смуты. Т. 3. Минск, 2002. С. 233. /Курсив мой. – Д.Б./
[11] Деникин А.И. Очерки… Т.3. С. 230 – 231.
[12] ГА РФ Ф. 5881 Оп. 2 Д. 556 Л. 68-69. /Курсив мой. – Д.Б./
[13] Ильин И.А. Один в поле и тот воин. Борьба продолжается // Ильин И.А. Наши задачи. В 2-х тт. Т. 1. Париж; М.,
1992. С. 16.
[14] Ср. напр.: «В Москве и Центральной России свирепствовал жестокий террор. Обрушившийся с особенной силой на голову несчастного офицерства. В разгроме некоторых московских военных организаций ясно было сотрудничество немцев с большевиками». Деникин А.И. Очерки русской Смуты. Т. 3. Мн.: «Харвест», 2002. С. 147.
[15] Ср., напр.: «Эвакуация германских войск из Эстляндии и Северо-Западной области протекала при совершенно иной обстановке… Уходя, германские войска по частной инициативе и организованно, с ведома высших властей и комитетов, увозили "военную добычу", подводя под это понятие не только вяского рода базисные запасы, но и подвижной железнодорожный состав и частное добро русских граждан – частью беспризорное, частью реквизированное». Деникин А.И.
Очерки Русской Смуты. Т. 4. Мн.: «Харвест», 2002. С. 34.
[16] См., напр.: Родзянко А.П. Воспоминания о Северо-Западной армии // Белая борьба на Северо-Западе России. М.,
2003. С. 312; Гессен И. Образование Северо-Западного правительства // Там же. С. 317
[17] Пилкин В.К. Указ. соч. С. 129.
[18] Там же. С. 165 – 166.
[19] Ливен А.П. Указ. соч. С. 455.
[20] Эфрон С.Я. Записки добровольца. М., 1998. С. 166.
[21] Ильин И.А. Родина и мы // Ильин И.А. Собрание сочинений в 10-ти тт. Т. 9-10. М., 1999. С. 255. /Курсив И.А.
Ильина. – Д.Б./
[22] Савин И.И. «Ты кровь их соберёшь по капле, мама…» // Савин И.И. «Мой белый витязь…», сборник: стихи и проза.
М., 1998. С. 35.
[23] Туркул А.В. Указ. соч. С. 85 – 86. /Курсив мой. – Д.Б./
[24] Подробнее см.: Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков. М., 1998.
[25] Ср. 11 и 12 члены Никео-цареградского Символа Веры: «…чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».
[26] Лукаш И.С. Голое Поле: Книга о Галлиполи // Москва. 1997. № 6. С. 83.
[27] Там же. С. 86.
[28] Коноплин И.С. Крестоносцы // Белое Дело. Летопись Белой борьбы. Т. 4. Берлин, 1928. С. 146.