Презентация Белое движение
как историко-культурного явления
в литературных и публицистических источниках
(на примере повести А.И. Куприна «Купол Св. Исаакия Далматского»)
Д.И. Болотина (Москва)
В последние годы в России наблюдается повышенный интерес к проблематике отечественной истории и, в частности, к периоду начала ХХ века. Это связано, в первую очередь, с поисками ответов на вопросы о нынешнем и будущем месте России в мире, о месте каждого человека в ней. Однако зачастую как традиционные, так и новые, современные исторические подходы не дают удовлетворительного ответа на животрепещущие вопросы.
Требуется более широкий, пользуясь словами Ю.М. Лотмана, стереоскопический, взгляд на данную проблематику. Осуществить это, на наш взгляд, удобнее методами междисциплинарных исследований, в рамках не исторических, а культурологических подходов, как более разносторонних и гибких. Строго исторические методы и методологии не всегда позволяют достаточно глубоко рассмотреть идейные и нравственные составляющие того или иного процесса или явления. Внимательное знакомство с историей этого периода и, особенно, с его осмыслением участниками, современниками и потомками позволяет утверждать, что Гражданская война со стороны Белой армии ( Белое Движение ), в отличие от большинства войн, которые вела Россия за свою историю, была уникальна.
Если другие конфликты были полем физического (политического, экономического и иного) делания и направлялись на достижение осязаемого результата, то Белое движение ( Гражданская война ) практически целиком принадлежало и принадлежит сфере Духа. Белое Дело, Белая Идея, Белое Движение – т.е. идея и делание, направленные против богоборческой духовной тирании революции и коммунизма – родились из «русского духа», русской ментальности и Православного миросозерцания.
Их становление и существование происходило, главным образом, не в сфере материальной (политической, экономической и т.д.) культуры, а в сфере культуры духовной. Поэтому и плоды этого типично русского культурного феномена (духовные аналогии Белому Движению и можно найти в различные периоды отечественной истории, начиная от татаро-монгольского ига XIII – XV вв. и заканчивая суворовскими походами, Гражданская война ) нужно рассматривать, прежде всего, с позиций духа и истории ментальности.
Белое Движение и Белая Идея практически целиком принадлежало сфере Духа, и оставило по себе колоссальный духовный заряд, но – никаких, по сути дела, материальных последствий.
Исследователи лишь недавно получили возможность пользоваться достаточно полным корпусом исторических источников, однако в силу ряда причин многие особо ценные оказались вне круга их внимания.
В частности, до сих пор игнорируются в качестве таковых попытки поэтов, писателей, публицистов и философов осмыслить проблематику, которую несет Гражданская война и Добровольчество как целостные явления, имеющие свою уникальную специфику и вместе с тем тесно взаимосвязанных с приоритетами ценностей российской культуры прошлого, с русской ментальностью и духовностью.
Значение и смысл Белого движения как культурного (духовного) феномена России ( Белая Идея ) в значительной мере ускользают. Вместе с тем, не принимаются в расчёт многие детали, пропущенные мемуаристами и историками, но подмеченные и ярко отраженные литераторами и мыслителями. А ведь в России именно литература всегда выступала выразителем наиболее значимых для общества в тех или иных условиях истин.
Как известно, в отечественной культуре литература подчас заменяла собой философию, ставя и стараясь разрешить основные проблемы, перед которыми оказывался социум! И именно через литературные и публицистические работы, с их экспрессивностью, троповостью, ярко выраженной оценочностью, могут быть эффективно использованы для воссоздания и понимания психологического климата, нравственной атмосферы, наконец, глубинного духовного смысла событий.
Именно обращение к литературным произведениям, наряду с изучением мемуарных и документальных источников, на наш взгляд, позволит осуществить комплексный анализ Белого движения и Добровольчество как целостного культурного явления в жизни России, когда шла Гражданская война. А ведь именно сейчас в науке стала вполне очевидна необходимость комплексного, междисциплинарного подхода к любой исторической проблеме, а особенно, к такой сложной, ценностно неоднозначной, как Гражданская война и Добровольчество в целом и Белое движение в частности.
Одним из ярких примеров источника, не достаточно оцененного исследователями, является повесть А.И. Куприна «Купол Св. Исаакия Далматского». С одной стороны, её традиционно принято считать именно повестью, произведением чисто литературным.
С другой — составители сборника воспоминаний «Белая борьба на Северо-Западе России» (одного из самых полных на сегодняшний день, где освещается Гражданская война, Добровольчество, Белая Идея, хотя о его достоинствах и недостатках можно спорить, однако это тема для отдельного доклада) нашли возможным включить текст Куприна в качестве олитературенных мемуаров.
Вопрос о разграничении таких понятий, как мемуары, олитературенные мемуары, документальная или художественная повесть, выходит за рамки нашего доклада. В данном случае важно отметить, что, вероятно, мотив, которым руководствовались составители сборника, таков: текст этот весьма значим для понимания истории и особенностей Белого Движения на Северо-Западе России, так как даёт, несмотря на свой небольшой объём, цельную и достаточно полную (в том числе нравственно-психологическую) картину борьбы.