Роща пятисот

«РОЩА ПЯТИСОТ»

Автор статьи : С.Г. Зирин

Бытующая уже девяносто третий год советская легенда о сосновой роще, расположенной на северной окраине Ямбурга  (совр. г. Кингисепп) у старого кладбища, где якобы в 1919 году белогвардейцами были казнены пятьсот человек, требует осмысления, отчего мы и решили провести собственное посильное расследование.
За всё время советской власти и до сих пор никто не смог документально подтвердить, что в ямбургской роще было казнено белыми пятьсот человек.

Учитывая, что у советской власти были неограниченные возможности, и не существовало временных рамок (исключая период германской оккупации 1941-1944 гг.) в расследовании истории «Рощи пятисот», реальное выявление сведений о казненных белыми красных было начато лишь (!) в 1960-е годы. Немаловажно отметить, что назначение данного расследования исходило не от местных официальных властей, а являлось инициативой внештатного сотрудника местного музея И.Ф. Ордэна, к результатам поиска которого мы ещё вернёмся. Этот факт уже излишне откровенно характеризует стремление советских властей упорно консервировать укоренившийся миф о «Роще пятисот жертв белогвардейского террора».

В советских материалах и публикациях присутствует путаница о количестве казненных, их классовом составе, месте казни, способам казни и предстает своеобразная картина, итоговую печатную хронологию которой мы считаем необходимым, здесь воспроизвести, чтобы попытаться на основе советских источников понять историю так называемой «Рощи пятисот».

Два печатных упоминания о казнях в этой роще относятся к периоду Гражданской войны.

В своей поездной летучке Лев Троцкий, будучи дезинформирован, написал заметку, посвященную памяти комбрига А.П. Николаева, упомянув в ней, что «несколько сот человек были расстреляны и повешены разнузданным белогвардейским бандитом Балаховичем в Ямбурге» [1]. Как известно атаман С.Н. Булак-Балахович никогда не был в Ямбурге.
Произвольное количество казнённых белогвардейцами людей, которое упомянул отец Красной Армии, не имело документального подтверждения. По всей видимости, эти округления должны были воздействовать на психику красноармейцев и множить в них классовую ненависть к врагу.

В следующей газетной заметке времён Гражданской войны красноармеец К. Зилин живописует: «На сучьях деревьев ясно отпечатались следы веревок, на которых вешались целые семьи бедняков Ямбурга и его окрестностей. <…> По словам жителей в одной из них (ям — С.З.) похоронено 40 человек, в другой 60 и т.п. Всего расстреляно и повешено в городе Ямбурге около 1200 человек. <…> Целые семьи вешались в этой роще за то, что у них помещались комиссар или коммунисты» [2] (выделение везде наше – С.З.).

В настоящей газетной заметке поражает не только бредовое утверждение о повешении «целых семей бедняков», явное фантастическое количество жертв, но и крайне сомнительные причины казни по приговорам военно-полевого суда Северо- Западной Армии. Вероятно, настоящие измышления были допущены красноармейцем и редакцией газеты, дабы также будить боевой революционный дух и разжигать классовую ненависть к белым. Примечательно, что в дальнейшем эта публикация никогда не упоминалась в трудах последующих советских авторов по явной причине её абсурдности.
Следующим, обнаруженным нами документом, напрямую относящимся к истории «Рощи пятисот», является копия акта, единственное оформленное свидетельство времен Гражданской войны о фактах повешения в данной роще:

 

====================
№247
17
19IX20 г.
АКТ

Составленный в присутствии членов Ямбургского Уездного Комитета Российской Коммунистической партии большевиков и членов Исполнительного Комитета т.т. В. Козлова, М. Маркитахина, Н. Терехова, Л. Копылова, Елисеева и Начальника У [ездной] милиции М. Алексеева, устанавливающий правдивость факта повешения белыми на хранящемся в Музее революции суке тт. коммунистов Красной армии, советских учреждений, сочувствующих коммунистам и рядовых граждан Советской республики, Ямбургского уезда.
Мы, нижеподписавшиеся, настоящим актом свидетельствуем, что следы на суку оставила верёвка, которая под тяжестью тел повешенных перетёрла в нескольких местах кору его.
Хранящаяся рядом с суком часть ствола носит на себе зарубки, сделанные рукою палача, который вёл счёт повешенным.

1920 года 5-го Августа

Настоящий акт заверяем:

Круглая печать 6 подписей.

[От руки] Зав. отд. фондов музея Революции 14/II-64 г. А.К. Баринов [?].

(Печать Музея Великой Октябрьской социалистической революции) [3] .

==========================

 

Невзирая на этот красноречивый документ в 1930-е и 1940-е послевоенные годы два соавтора книги выдержавшей, как минимум два издания, на ее страницах то ли по глупости, то ли по иной причине представили читателю свою версию о “Роще пятисот”, которую иначе как бредом не назовёшь: «Над Ямбургом взошёл месяц. <…> Он осветил сосновую рощу за излучиной Луги, там, возле старого стрельбища. На краю этой рощи стояла и тогда сосна с огромным, горизонтально протянутым над землёй суком. Сосна эта стоит до сих пор. Сук спилен. Он хранится теперь в Музее революции в Петрограде . Хранится потому, что в ближайшие за этим дни (имеется в виду недавняя казнь комбрига А.П. Николаева 25 мая 1919 – С.З.) по приказу генерала Родзянки в этой роще и на этом суку было точно так же повешено пятьсот человек. Пять сотен! (выделение наше – С.З.)» [4]

Значительно позже советский историк, по-видимому, не поленившийся ознакомиться с документальными материалами привёл в своей книге сведения о демонстрации в экспозиции по Гражданской войне в советские годы в тогдашнем «Музее Великой Октябрьской социалистической революции» вышеупомянутого соснового сука и части ствола сосны с 15 зарубками из «Рощи
пятисот» [5].

Одно из последних повторений штампа о ямбуржской сосновой роще приводит в своей книге и сланцевский краевед, внеся некоторые коррективы: «Страшную расправу учинили белогвардейцы в городе Ямбурге (ныне Кингисепп). Здесь в одной роще (ныне носит название “Роща пятисот”) белогвардейцы повесили на соснах 500 человек» [6].

Ямбургский гимназист позже напишет: «Казни иногда производились, но на кладбище. Мы порой гуляли там <…>. Я нашёл остатки верёвок на деревьях, а я достаточно начитался в то время по истории Пугачёвского бунта, чтобы сразу понять, что это следы повешений» [7].

Важно заметить, что приговоры военно-полевых судов СЗА к смертной казни через повешение, не смотря на вынужденную экономию патронов, не носили широкой практики. В начале 1920-х годов полковник, командир одной из частей СЗА вспоминал в Финляндии об одном из своих вольноопределяющихся: «Я, да все офицеры сперва думали, что он того… сумасшедший. Но потом убедились, что нет. Знаете, к чему у него пристрастие, и не пристрастие, а настоящая страсть?
Вешать собственноручно большевиков – комиссаров, приговорённых к смерти. Сперва мы против этого восстали, да потом махнули рукой. Неловко, знаете ли, перед солдатами. Выходит, как будто ты, мол, коль прикажут, должен вешать, ты мужик, а нашему брату из дворян это зазорно. И с тех пор, как узнает, где есть приговорённые, сейчас и едет туда – “позвольте мне”. Потом уже на эти дела его стали даже приглашать из других частей» [8].

Сам вольноопределяющийся У. признавался барону Н.Е. Врангелю в Хельсинки, что когда ему было три года, он хорошо запомнил, как крестьяне сожгли поместье его родителей. Из чувства мести он поступил добровольцем в СЗА : «Я своими руками семнадцать штук вздёрнул» [9].
Странным представляется тот факт, что первый памятник в «Роще пятисот» был открыт лишь через 20 с лишком лет советской власти 23 февраля 1941 года [10]. По утверждению советских корреспондентов мемориал пострадал в годы нацистской оккупации: «много столетних сосен [было] уничтожено» [11]. Памятник был восстановлен в 1945 году [12].  До 1953 года данный мемориал, по всей видимости, был предан забвению, как местными властями, так и горожанами, некоторые из них даже приспособили здешнюю землю под пастбище для домашнего скота. На сей счет, имеется заметка в местной газете с призывом позаботиться о восстановлении «Рощи пятисот», предложением посадить здесь декоративный кустарник, многолетние хвойные деревья и «категорически запретить здесь пастьбу домашнего скота» [13].

Поделиться статьей

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс