Ямбургская конференция

31.01.2011. К 90-летию окончания Гражданской войны в Европейской части России. 1920-2010.

Гражданская война в России остаётся самым «двусмысленным» периодом отечественной истории для граждан нашей страны в целом. Хотя для нас, верующих людей, акценты расставлены давным-давно. И сколько бы нам не твердили о том, что «террор был с обеих сторон», что «и белые, и красные одинаково грабили и убивали», для тех, кто трезво смотрит на историю, для тех, кто помнит чем закончилась победа красных в нашей стране: гонениями на веру, насмешками и глумлением над нашей историей, варварским уничтожением исторических реликвий и культурных ценностей России, проповедью ненависти к «классовым врагам», войной с кладбищами и могилами своих противников, вопрос с кем быть и кому сочувствовать, однозначен.

Но, к сожалению, все тоталитарные режимы сильны своей пропагандой, умением влиять на умы. Громадное количество фильмов, документальных и художественных, зачастую очень талантливых, было отснято в советское время, во множестве городов поставлены памятники «красным героям гражданской войны» (тогда как могилы героям стороны другой были кощунственно уничтожены), вокруг многих, мягко говоря, отрицательных персонажей был создан романтический ореол героев. И до сих пор во многих головах прочно сидит мысль о том, что Гражданская война – это война «бедных против богатых», что только красные боролись за справедливость. Такие люди до сих пор готовы уничтожать мемориалы белым воинам, восстановленные на собранные энтузиастами по копеечке средства, спиливать кресты, разбивать стелы. Эти люди достойны нашей жалости и молитвы о их вразумлении.

Наше общество должно понять, что Белое воинство «боролось и отдавало свою жизнь за свободу вероисповедания, свободу передвижения, свободу личности, за неприкосновенность частной собственности, за всё то, что составляет основу естественной жизни в цивилизованном обществе», как сказал историк-ямбуржец и энтузиаст восстановления истины о Белом движении Сергей Геннадьевич Зирин. Пока XXI век в России может противопоставить всему «многотонному» массиву советской пропаганды только правду исторической науки и редкие документальные фильмы. Автору этих строк посчастливилось побывать на двух конференциях, посвященных окончанию Гражданской войны в России. Одна из них была посвящена гражданской войне на нашем Северо-Западе России.

Помещая столь обширный материал об этой конференции, мы преследуем цель приобщить к ней более широкую аудиторию, чем 90 человек, присутствовавших в зале Центральной Городской Библиотеки Ямбурга. Пусть этот материал станет нашим скромным шагом, приближающим нас наконец к объективному взгляду на эту войну.

I Ямбургская международная научно-практическая конференция, посвящённая окончанию Гражданской войны на Северо-Западе России 20-21 ноября 2010 г. — первый день

Конференция проходила на западе области, в городе, который иногда называют «столицей Северо-Западной Армии». Историки – устроители конференции избегали называть город современным именем, ведь Кингисепп был большевистским комиссаром. История сопротивления революции на северо-западе России, как и всей Гражданской войны стала главной темой состоявшейся двухдневной конференции. В конференции также приняли участие члены Санкт-Петербургского Митрофаниевского союза.

Напомним, что вооружённое сопротивление большевикам на Северо-Западе России было начато Северным корпусом, переименованным затем в Северо-западную армию. Самыми известными из его командующих были генерал-майор А.П. Родзянко (1879-1970) и генерал от инфантерии Н.Н. Юденич (1862-1933). В ходе первого наступления Северного корпуса весной-летом 1919 г. (5,5 тыс. штыков у Белых, против 20 тыс. у красных) удалось выйти на подступы к Гатчине, Ропше, Ораниенбауму. Но уже в июле, благодаря резервам, переброшенным красными к Петрограду, Белым пришлось оставить Ямбург и отступить за Лугу.

Новое наступление Северо-Западной армии, (18,5 тыс. штыков и сабель, 4 бронепоезда, 4 броневика и 6 танков), при поддержке Эстонской армии (около 18 тыс. штыков и сабель) и британского флота, началось в конце сентября. Оно стало возможно благодаря помощи союзников, хотя и весьма ограниченной. На этот раз Армия дошла до Пулковских высот, уже был виден «Купол Исаакия Далматского» (так называется документальная повесть А.И. Куприна, присоединившегося в Гатчине к Северо-Западной Армии и ставшего редактором фронтовой газеты «Приневский край»). Однако, лишённая поддержки тыла, из-за не оправдавшихся надежд на помощь Финляндии (бывший генерал Императорской армии, союзник Белых генерал К.Г.Э. Маннергейм (1867-1951) проиграл на президентских выборах), из-за выхода из войны подразделений эстонской армии (эстонцы боялись потерять только что провозглашённую независимость в случае победы Белых), из-за несогласованности командования (тяготевший больше к немцам, чем к союзникам из Антанты, генерал П.Р. Бермондт-Авалов (1877-1974?) вместо того, чтобы присоеденится к наступлению на Петроградс с войсками генерала Н.Н. Юденича, двинулся на Павловск и Царское Село, генерал Ветренко, который должен был перерезать Николаевскую железную дорогу, по которой красные получали подкрепление, выступил на Ригу) армия Юденича вынуждена была отступить.

Катастрофа стала совершенно неизбежной, когда Эстония закрыла для отступавших северо-западеников и тысяч гражданских беженцев свои границы, блокада стала полной, армия осталась без подвоза снабжения и пополнения, без союзников. После отступления армии в ноябре 1919 года Эстония согласилась впускать в страну части Белых только при том условии, что они сдадут оружие, всё военное имущество и знаки различия.

Может быть, опасаясь «кровавого соседа», а может быть из благодарности к нему (к предоставлению независимости большевики «приложили» круглую сумму в 15 миллионов золотых рублей), Эстонское правительство не очень хорошо отнеслось к воинам-добровольцам. Им были предоставлены лишь полуразрушенные северо-западные казармы Иваногородской крепости (с 1920 по 1940 гг. Ивангород и Принаровье входило в состав Эстонии). Свирепствовал занесённый с пленными красноармейцами тиф, медицинская и продовольственная помощь либо отсутствовала, либо была недостаточной. От болезней и лишений умерло (по разным оценкам) от 2 до 4 тыс. воинов Северо-Западной армии и беженцев из северо-западных губерний России. Позже, оставшиеся в живых (к весне 1920 г. – ок. 2,5 тыс. чел.) были отправлены либо на лесозаготовки, либо в концлагерь под Таллинном. Не желавшие принять любую из этих двух альтернатив, выдавались на расправу в Советскую Россию.

Благодаря трудам энтузиастов: местных краеведов и историков, Российскому движению «Белое дело», общественной организации «Эстонский общественный мемориал» и других историческая справедливость медленно, но верно восстанавливается: ведётся архивная поисковая работа, в том числе по восстановлению имён погибших в боях, и умерших от голода, ран, болезней и лишений. Восстанавливаются варварски разрушенные в советское время мемориалы на местах захоронений белых воинов. И конференцию на которой я имел честь присутствовать также можно отнести к важнейшим деяниям, во имя торжества исторической правды. Особо хочется сердечно поблагодарить её организаторов: муниципальное образование «Кингисеппское городское поселение», историческое общество Ямбурга–Кингисеппа и оргкомитет в лице вице-председателя Воинского братства во имя Св. Архистратига Божия Михаила, историка и краеведа Сергея Геннадиевича Зирина и историка, журналиста, члена СП Москвы, президента исторического общества Ямбурга-Кингисеппа Вадима Владимировича Аристова.

Первый день Ямбургской конференции проходил в центральной городской библиотеке. Небольшой зал был переполнен заинтересованными участниками. Конференция началась с приветственных слов представителей власти областной: В.В. Казакова и местной: Александра Соснина. Было зачитано приветственное слово к участникам конференции дочери командира 5-й Ливенской дивизии СЗА, полковника К.И. Дыдорова Галины Климентоны Феофиловой, проживающей ныне в Бразилии в г. Сан-Паулу. Затем настоятелем Ямбургского собора св. вмц. Екатерины протоиереем Александром Куприяновым был отслужен молебен…

Отдельно хочется поблагодарить ведущего (и докладчика) историка и журналиста Вадима Владимировича Аристова за яркое (представления докладчиков и реплики-связки) и пунктуальное (регламент) проведение первого дня конференции. Заинтересованным слушателям открылась широкая палитра тем и подходов разных докладов: от исторических исследований, до культурологических размышлений, от узкой, но важной конкретики событий, до ярких, трагических и героических судеб их участников. Перед докладами свой новый документальный фильм «Красным по Белому» о событиях Гражданской войны на Северо-Западе России представил петербургский телережиссёр Алексей Николаевич Олиферук, после чего состоялась небольшая дискуссия о роли Эстонии в трагедии Северо-Западной армии. Многое можно говорить об этом фильме, но главное, что нужно отметить – это острая нехватка на современном телевидении подобных передач, в лёгкой, почти развлекательной современной форме, но объективно, и, наконец-то, беспристрастно, рассказывающих о таких искажённых пропагандой событиях, как Гражданская война.

Первым докладчиком стал профессор ЛГУ им. Пушкина, доктор исторических наук Николай Дмитриевич Козлов. В своём достаточно спорном докладе он попытался дать рациональное объяснение жестокостям Гражданской войны, исходя из предшествовавших ей исторических событий в России и даже всей Российской истории…

В своём докладе «Ямбург – место формирования первых полков Красной Армии и плацдарм мировой революции» ведущий конференции В.В. Аристов нарисовал яркую картину событий Нового Смутного времени. Партия большевиков взяла курс на сознательное разрушение страны и полную деморализацию Царской Армии. Эта армия была оболгана настолько, что до сих пор в стране нет ни одного памятника воинам Первой Мировой войны. На примере Ямбургских частей видна вся трагедия произошедшего. На фоне действующего фронта «разагитированные» солдаты устраивают постоянные собрания, делят государственное имущество, продовольствие и оружие и расходятся по домам.

Оставшиеся в строю (эстонские красноармейцы, китайские интернационалисты, подошедшие, как подкрепление матросы-красногвардейцы с Дыбенко во главе), терпя поражение от германских войск, не просто отступают, но панически бегут в сторону Петрограда, бессмысленно взрывая железнодорожный мост через Лугу. Немцы не стали входить в Ямбург, они не были заинтересованы ни в каком конфликте с советской властью, но взять город в тот момент могли буквально десять человек. Первые же регулярные формирования Красной армии, созданные в Ямбурге – Нарвский и Юрьевский полки, состоящие преимущественно из эстонцев, первым делом занялись подавлением крестьянских бунтов в Ямбургском уезде, вызванных продразвёрсткой.

В ноябре 1918 года, с революцией в Германии, началось наступление большевиков на Нарву. Война была закончена, немцы просили дать им время, чтобы уйти, но красные части наступали под знаменем мировой революции. Нарва была взята с третьего раза, там было провозглашено «независимое государство» — «Эстляндская трудовая коммуна». Начинается фактически советско-эстонская война, с этого момента начинается фактически и Гражданская война на северо-западе, так как первые Белые части — Северный корпус выступил в качестве союзника Эстонской армии. Даже в рядах красных были выступления против «борьбы за мировую революцию», бессмысленного похода на Нарву.

Валерий Кругликов, исследователь из Петербурга в своём интересном докладе «Хронология и особенности рейда на Талабские острова осенью 1918 года» рассказал о предыстории формирования известного Талабского полка, действовавшего в составе Северо-Западной армии и возникшего в тех местах, где позже половину своей жизни служил Богу и людям старец, протоиерей Николай Гурьянов.

Конкретике событий Гражданской войны на небольшой территории был посвящён и доклад доктора исторических наук, профессора кафедры исторического регионоведения исторического факультета СПбГУ Валентина Ивановича Хрисанфова «Лужский край в годы Гражданской войны».

Историю отдельного воинского формирования от момента его создания и о его судьбе в лабиринтах истории Гражданской войны рассказал в своём докладе «Стрекопытов и стрекопытовцы: от Гомельского восстания до Северо-Западной армии» Роман Альбертович Абисогомян, магистр философии (Тарту), докторант Гуманитарного института Таллиннского университета. Это формирование, фигурирующее в документах то как Тульский отряд, то как полк, батальон, дивизия было создано в октябре 1918 г. в Туле как 67 и 68 полки Красной армии. Переброшенные на юг, попавшие под обстрел петлюровцев под Гомелем, туляки отказались воевать и хотели вернуться на родину, но Советская власть пригрозила расправой. Туляки, избрав из своих рядов вождя, прапорщика царской армии М.А. Стрекопытова, подняли восстание в Гомеле, провозгласив демократические лозунги, в том числе отмену продразвёрстки, передачу земли крестьянам, свободу предпринимательства. Власть в городе на пять дней перешла к тулякам, однако позже они вынуждены были отступить под напором подтянутых к Гомелю красных войск и примкнуть к украинской петлюровской армии, затем были интернированы поляками и пребывали в Брест-Литовской крепости.

После долгих переговоров с поляками, те отпустили туляков в Митаву, в распоряжение Светлейшего князя А.П. Ливена, создавшего на территории Латвии Либавский добровольческий стрелковый отряд (позже получивший название Ливенской дивизии или «Ливенцев»), выбивший красных из Риги в конце мая 1919 г. Вместе с Ливенцами туляки стали частью Северо-Западной армии и участвовали в боях на подступах к Петрограду. После отступления в Эстонию многие туляки решили вернуться в Россию, другая часть, решив продолжать борьбу, отправилась в Польшу, чтобы примкнуть к Русской народной армии С.Н. Булак-Балаховича. Остальные, оставшиеся в живых после эстонской трагедии, создали под руководством Стрекопытова Тульскую рабочую артель, трудившуюся на лесозаготовках в крайне тяжёлых условиях. Сам Стрекопытов, и надо думать, многие из его товарищей по оружию, закончили жизнь в застенках НКВД после аннексии Эстонии СССР в 1940 г.

Блестящий доклад московского историка, кандидата исторических наук, старшего преподавателя кафедры Истории России новейшего времени Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (ИАИ РГГУ), действительного члена Историко-родословного общества Владимира Григорьевича Чичерюкина-Мейнгардта, был посвящен судьбе братьев Николая Петровича и Константина Петровича Забелиных, дальних родственников историка И.Е. Забелина, основателя Государственного исторического музея в Москве. В их судьбах открывается всё благородство души русского дворянства и трагедия эмиграции. По просьбе сына Николая Петровича, проживавшего в США, автор доклада занялся выяснением их подробной биографии. Получилась драматическая история, достойная художественного воплощения. Старший брат, герой Первой Мировой войны, и младший брат, сражались против красных и в Северо-Западной армии, и на Юге в Крыму, совершив, чтобы вернуться на фронт к генералу барону П.Н. Врангелю, путешествие через Финляндию вокруг всей Европы. После исхода из Крыма и лагеря в Галиполи, братья служили в югославской армии, сражались с немцами во время Второй Мировой войны. Старший брат, Николай Петрович оказался в немецком плену. После окончания войны братья с семьями эмигрировали в США. Николай Петрович, участник двух Мировых и Русской Гражданской войн скончался в 1979 г. в возрасте 85 лет.

Церковно-исторической тематике был посвящён доклад Ольги Анатольевны Рашитовой, кандидата исторических наук, доцента ЛГУ им. А.С. Пушкина (Ямбург – Кингисепп) «Ямбургское благочиние в период Гражданской войны». На начало революции в Ямбургском благочинии было 30 церквей. Многие священники вели широкую просветительскую деятельность. В селе Удосолово при храме существовала громадная библиотека, вся духовная литература из которой была сожжена в 1917 г., а остальные книги переданы в другие библиотеки. Сразу после утверждения на кафедре, в ходе объезда епархии, благочиние посетил святитель Вениамин, митрополит Петроградский. В Ямбурге состоялся съезд благочиния, затем крестный ход вокруг города, к которому присоединялись даже праздношатающиеся по городу «герои революции», подходившие под благословение Владыки. Но совсем скоро после этого в уезде начались гонения на Церковь. Первой была уничтожена полковая Георгиевская церковь Црицынского полка в центре Ямбурга, освистан Крестный ход, разрушена сень над Святым источником, а сам он выведен в канаву с нечистотами. Был арестован любимый крестьянами уезда священник Алексий Медведков, законоучитель нескольких сельских школ, сам добывавший себе пропитание крестьянским трудом, так как его приход, село Вруда, был очень беден. В тюрьме его избивали, заковали в кандалы, переломали руки и ноги, искалечили на всю жизнь лицо. Его старшей дочери пришлось отдать себя в заложницы за отца.

Собрание духовенства и мирян благочиния в с. Ополье было разогнано карательным отрядом Красной армии, священники арестованы. В 1919 г. в Ложголово были повешены два священника С приходом Белых духовная жизнь в Ямбурге оживилась. Летом-осенью 1919 г. в Ямбургском соборе молились генералы Юденич и Родзянко. На местном кладбище хоронили погибших воинов. Похороны были торжественны. В отпевании участвовали три священника и диаконы. С уходом Белых гонения на церковь возобновились. В 1920 г. были переписаны и вывезены в Петроград все церковные ценности. Продолжилось закрытие храмов. К 1939 г. в благочинии не осталось ни одного действующего храма.

Запоминающимся по трогательности и высокой печали стал доклад «Мальчики новой Вандеи: прапорщик по адмиралтейству Николай Меркулов» С.Г. Зирина, вице-председателя Воинского братства во имя Св. Архистратига Божия Михаила, редактора российского исторического журнала «Михайлов День». Николай Меркулов родился в 1903 г., он закончил три класса Николаевской Царскосельской гимназии и учился в Морском училище (бывшем корпусе) в Петрограде до его закрытия 8 марта 1918 г. После этого он пробирается на фронт к Белым и служит на бронепоезде «Адмирал Колчак» и в составе ударного танкового батальона Северо-Западной армии.

11 октября 1919 г. Николай Меркулов совершил подвиг на понтонном мосту через Лугу во время взятия Ямбурга. Мост простреливался шквальным огнём красных. Никто не решался вступать на него первым – это было подобно самоубийству. Первым, кто посмел это сделать, был 16-летний юноша Николай Меркулов, за ним – морской офицер. Под ураганным огнём красных они добежали до середины моста. Вдохновлённые их примером, Белые взяли мост, позиции большевиков были сметены, Ямбург отбит. Чудом на Николае Меркулове не оказалось ни одной царапины. 24 октября шестнадцатилетний юноша был произведён в прапорщики. Он умер спустя две с половиной недели после подвига на мосту, 29 октября 1919 г. от смертельных ранений, полученных в бою у станции Александровская под Царским Селом. Командир батальона старший лейтенант Л.В. Камчатов вспоминал: [Мне] «пришлось со слезами на глазах выносить раненого юношу из стрелковой цепи и выслушивать последние слова умирающего героя: “Дай вам Бог победить большевиков!”». Хоронили юношу-героя на Ивангородском кладбище. Эскорт прислал генерал Н.Н. Юденич, был оркестр от военно-морского управления, на похоронах присутствовал адмирал В.К. Пилкин. Могила Николая Меркулова не сохранилась.

Доклад подполковника Николая Антоновича Горбачёва, руководителя военно-патриотической поисковой организации «След «Пантеры»» «Рапорты начальника контрразведки Семёновского полка» ярко обрисовал картину настроений и состояния умов солдат Белой армии. Из рапортов начальника контрразведки прапорщика Лемана вырисовывается картина окопной жизни: и радость солдат при получении нового обмундирования, и доверие полуграмотных воинов к любому печатному слову, плакату, из чего становится понятно, почему столько неокрепших умов смущала большевистская пропаганда. В одном из рапортов упоминается, что солдаты жадно читали большевистские газеты, попавшие к ним от пленных красноармейцев, а в другом уже упоминается о чтении ими собственных изданий Северо-Западной армии. Самый последний из процитированных докладчиком рапортов прапорщик Леман заканчивает так: «Настроение солдатской массы удовлетворительное и может быть ещё более стойким, пусть только лозунг «Всё для фронта и всё для победы» претворится в дело и наша исстрадавшаяся родина свободно вздохнёт, не пренебрегайте же мелочами, в них залог победы, и идите навстречу каждой солдатской нужде и в душе солдатской найдёте благодарный отклик».

В заключение Николай Антонович Горбачёв рассказал о находке захоронения воинов Северо-Западной Армии в Паниковичской волости Печерского района Псковской области. Над захоронением стоял камень с надписью на эстонском диалекте сету: «19 солдат». В захоронении были обнаружены серебряные нательные кресты, иконки, пуговица с маркировкой морского гвардейского экипажа, серебряные монеты, патроны английского производства. На одном из захороненных были хромовые сапоги. Вероятно, это был офицер. Тела были аккуратно положены (в отличие от захоронений Второй Мировой войны), была подстелена солома. Несколько реликвий из захоронения были представлены на конференции.

Также Николай Антонович представил свою новую книгу «Сухопутные броненосцы в боях на псковщине. Он напомнил, что в составе Северо-Западной армии было четыре бронепоезда: «Адмирал Колчак», «Адмирал Эссен», «Талабчанин», «Псковитянин», два последних были отбиты у красных.

В своём докладе «Протоиерей Николай Павский» историк, редактор журнала «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» и заместитель председателя Санкт-Петербургского Митрофаниевского союза Илья Васильевич Попов рассказал о судьбе пастыря, связавшего свою жизнь с Северо-Западной армией. Отец Николай был уроженцем села Павы Лужского уезда, где свящетсвовал его отец, служил до революции в селе Ложголово под Ямбургом, затем в Санкт-Петербурге (первоначально в юго-западном дачном пригороде столицы — на Ульянке и в Лигово, на Путиловском заводе). Он был строителем более шести храмов, в том числе величественного храма Путиловского завода, построенного на деньги рабочих, с ныне разорённой усыпальницей Путиловых, настоятелем которого он был с 1906 до 1915 года. События смуты он встретил священником на Волковом кладбище. В это время тяжело заболевает его брат, священник Воскресенского храма погоста Щир Лужского уезда. О. Николай отправляется туда. Полсе кончины барта в 1918 г., и о. Николай уходит летом 1919 г. с отступающими войсками генерала Н.Н. Юденича в сторону Эстонской границы. В Нарве, во время эпидемии тифа и блокады остатков Северо-Западной армии он становится священником одного из госпиталей СЗА, служит полковым связенником. Позже он из Нарвы перебирается в Юрьев (Тарту), где служит священником Успенского собора, но лишь на вакансии псаломщика, то есть практически без жалованья. Вместе с протоиереем Анатолием Остроумовым (также связщенником из Луги), о. Николай смог сохранить могилы новомучеников протоиереев Николая Бежаницкого и Николая Блейве, расстрелянных большевиками, вместе с епископом Платонов в Юрьеве в 1919 г. В годы независимости Эстонии о. Николай Павский продолжает служить в Тарту, откуда эвакуируется в Германию в связи с приближением Советских войск в 1944 г., уже будучи в весьма преклонных годах. Последним местом пристанища и служения для о. Николая стал лагерь для перемещённых лиц (уроженцев Прибалтики) в немецком городе Ганау, где он снова стал строителем и настоятелем уже последнего для него храма. Умер он 26 июня 1950 г., в возрасте 88 лет.

Доклад Юрия Алексеевича Мазанова, исследователя из Нарвы, назывался «Дом Ф.Я. Пантелеева в культурной и общественно-политической жизни России». Филипп Яковлевич Пантелеев – промышленник, общественный деятель, потомственный почётный гражданин Нарвы, владелец кирпичного завода, гласный Нарвской городской Думы, Гдовского уезда, попечитель нескольких приютов и училищ, как уездных, так и расположенных в других концах России. Его дом, в котором ныне находится Ивангородский краеведческий музей, вошёл в историю культуры и общественно-политической жизни России. Уже в эмиграции в Париже в 1925 году в Париже, по воспоминаниям современников во взаимных застольных разговорах писатель А.И. Куприн и художник И.Я. Билибин, член «Мира искусства», создатель неповторимых иллюстраций в стиле русского модерна, вспоминали Пантелеевский дом в Нарве, на Ивангородской стороне и вид на закаты над крепостью с его балкона. Иван Яковлевич Билибин был приглашён Ф.Я. Пантелеевым в 1900 г. для помощи в проектировании в его неповторимом стиле дач в Усть-Нарве, становящейся модным курортом. А Александр Иванович Куприн был в этом доме в 1919 году, когда там находился штаб Северо-Западной армии с генералом А.П. Родзянко во главе, здесь он редактировал армейскую газету «Приневский край». В конце жизни и А.П. Куприн (1937 г.), и И.Я. Билибин (1936 г.) вернулись в уже Советскую Россию…

Валентина Ильинична Ищенко, главный хранитель фондов Кингисеппского историко-краеведческого музея представила вниманию слушателей доклад о фондах музея, посвящённых Гражданской войне в Ямбургском уезде. Эти фонды, к сожалению, очень скудны. Создание первого музейного собрания относится к 1926 году, однако вся его коллекция была уничтожена в годы Второй Мировой войны. Новая экспозиция возрождённого Кингисеппского музея была впервые открыта в ноябре 1960 г. Разумеется, собрать значительные фонды, посвященные Гражданской войне было уже невозможно, и естественно, что то немногое, чем представлена Гражданская война в фондах музея отражает только красную сторону. Из около 20000 единиц хранения всего 200 относится к периоду Гражданской войны.

Тамара Арнольдовна Павлова, заведующая отделом краеведения Центральной городской библиотеки г. Сланцы выступила на конференции с сообщением «Памятники воинам Северо-Западной Армии на территории Принаровья в 1930-е гг.» и демонстрацией уникальных фотографий. Памятник о котором было рассказано, находился в селе Криуши, позже (в 1954 г.) попавшем в зону затопления Нарвского водохранилища, и потому расселённом. Памятник стало возможным соорудить в 1938 г., поскольку село находилось на территории, входившей в 1919 – 1940 гг. в Эстонскую Республику. Во время Гражданской войны, называющейся в Эстонии Освободительной войной, в этих местах в январе и апреле 1919 г., шли ожесточенные бои, а с октября по ноябрь существовал укрепрайон. Памятник героям Северо-западникам просуществовал до аннексии Эстонии СССР, в 1941 г. он был взорван.

Андрес Валме, председатель общественной организации «Эстонский военный мемориал» (Нарва), представил вниманию гостей и участников конференции свой доклад «Деятельность «Эстонского военного мемориала» по благоустройству военных захоронений». Доклад для автора этих строк стал настоящим откровением. Дело в том, что организация «Эстонский военный мемориал» по уставу занимается восстановлением воинских захоронений Второй Мировой войны, установлением имён и поиском родственников похороненных. Вместе с тем, были восстановлены захоронения и воинов северо-западников в Нарве и других населённых пунктах, постоянно ведётся работа по их благоустройству и уходу за ними, по инициативе Мемориала там проходят панихиды, в том числе возглавляемые митрополитом Эстонским Корнилием. Стараниями общественной организации в 2006 г. с Ивангородского кладбища были перенесены в Эстонию останки архиепископа Нарвского Евсевия (Гроздова), окормлявшего воинов Северо-Западной армии, так как на старом кладбище могила владыки постоянно подвергалась актам вандализма.

Мемориал восстанавливает значимые русские могилы на кладбищах Эстонии: сына последнего министра Иностранных Дел Российской Империи, семьи Шмеманов; берёт на себя охрану захоронений от актов вандализма. Иногда очень стыдно было слушать уважаемого Эстонского гостя, поскольку всем вдруг стало ясно, что эстонцы относятся к русским могилам на эстонской земле лучше, чем сами русские на земле российской. Характерна история с останками русских солдат, которые немецкое посольство хотело передать в Россию. Россия отказалась принять эти останки. Русские воины нашли последний приют в Нарве благодаря «Эстонскому воинскому мемориалу».

Мемориал занимается популяризацией военной истории, проводятся выставки, презентации и общественные показы кинофильмов, издаются буклеты, на территории России сооружаются и восстанавливаются памятники депортированным и репрессированным эстонцам, оказывается помощь российским гражданам любой национальности в поиске захоронений на территории нынешней Эстонии. Хочется горячо поблагодарить на страницах нашей скромной по тиражу и читательскому охвату газеты организацию, которая показывает яркий пример, как надо хранить и беречь историческую память.

Культурологический характер носил доклад Виктора Григорьевича Шарыгина, старшего преподавателя Юридического института (СПб). «Значение «Белого движения» для современной России». Весь настрой размышлений Виктора Григорьевича, картина ужаса первых лет революции, осознанного им и искренне доведённого до слушателей, вылились у него в логичный вывод, которым он закончил своё выступление: «Многие представители современных патриотических движений говорят, в фигуральном смысле, что «России пора вставать с колен», но я не поверю, что это произойдёт до тех пор, пока, в буквальном смысле, мы все в покаянии во грехах не встанем на колени перед Господом, Государем-Мучеником, русской историей и в том числе перед Белым движением. И когда это осознание, до которого мы пока не созрели, придёт, мы будем готовы быть настоящими патриотами и настоящими гражданами, как говорил Столыпин, «государства не может быть, пока в нём не созреет гражданин». Для меня Белая гвардия – это Граждане России».

Последним прозвучал доклад московского писателя и публициста Елены Петровны Чудиновой, автора нашумевшей книги «Мечеть Парижской Богоматери», ведущей авторской передачи «В гостях у писателя» на радиостанции «Радонеж»: «Завершится ли Гражданская война? (Болевые точки современности)». Доклад отличался достаточной жёсткостью и бескомпромиссностью. По мнению публициста, Гражданская война в нашей стране не окончилась. Всё общество до сих пор делится на три группы: белые, красные, и обширную срединную, самоидентификация которой разрушена. В Российском обществе развиваются уродливые явления, так называемого красного ренессанса, и причиной этого является идеологический дуализм, расщепление сознания среднего индивида, подверженного такой шизофрении неопределённости. Гражданская война продолжается, потому что у нас воюют даже топонимы: «на конференцию по Северо-Западной Армии можно ехать только с Николаевского вокзала, и только в Ямбург, а не с Ленинградского вокзала в Кингисепп; мы садимся на Ленинградском вокзале и приезжаем в Санкт-Петербург». Но даже такое казалось бы простое дело, как возвращение исторических названий в России раз начавшись никак не может быть доведено до конца. Большинство считает, что война завершается, когда одна из сторон покидает линию фронта, им кажется, что Гражданская война в России закончилась с исходом Белой армии из Крыма. Но в действительности, лишь незначительная часть побеждённых смогла отплыть из России. Большая часть русского народа осталась на «линии фронта», которой стала вся Россия, а боевые действия не прекращались никогда.

Ужас «раскулачивания», трагедия коллективизации, лагерное рабство – большевики вели себя в России даже не как в завоёванной стране, но как в стране, которая завоёвывается изо дня в день, непрерывно. Такова реальность, – и жестокая правда заключается в том, что вне расстановки акцентов, что было добро, а что было зло в нашей истории – народ нежизнеспособен. Нежизнеспособны современные политики, лавирующие между двумя полюсами, нежизнеспособны евразийцы, пытающиеся найти опору в образе Грозного царя, подменяющие идею любви к Отечеству любовью к государству. Мы видим одновременно и десталинизацию и реабилитацию Сталина, проистекающие из одного источника. И всё это и происходит единственно потому, что Гражданская война не завершена. Прощение и примирение – святая вещь, но они благодетельны лишь после того, как восстановлена историческая справедливость. Завершить Гражданскую войну необходимо только победой, к победе ведёт продолжение исторических исследований, восстановление исторической справедливости после семи десятков лет фальсификации и мифологизации. А для того, чтобы историческая истина дошла до каждого, нужна её популяризация и распространение…

Особое настроение на конференции создавала бард Галина Север. Проникновенные, подходящие моменту песни создавали особый эмоциональный настрой, давая в паузах отдых уму от густого потока важной и ценной информации.

На конференции состоялась презентация журнала «Михайлов день 2-й». Этот журнал – издание воинского братства во имя Святого Архистратига Божия Михаила, главным редактором которого является С.Г. Зирин (Ямбург). Журнал посвящён истории Белого движения, истории Гражданской войны и Северо-Западной армии, в этом номере особое внимание уделено Некрополю воинов Северо-западной армии – мартиролог воинов, сведения о братских захоронениях и кладбищах, на которых погребены воины. Обо всём этом можно ознакомится на 627 страницах, «Михайлов день 2-й» напечатан на хорошей мелованной бумаге с иллюстрациями высокого качества. По вопросам приобретения журнала можно обращаться к Сергею Геннадьевичу Зирину по адресу: 188480, Россия, Ленинградская область, г. Кингисепп, а/я 8 и электронной почте: szirin@mail.ru. Стоимость одного номера 400 рублей.

Второй день конференции

Утром 21 ноября 2010 года в здании бывшей ратуши Ямбурга (построена в 1910-1935 гг. архитектор К.К. Васильев), где размещается Комитет по культуре, спорту и молодёжной политике администрации города, были подведены итоги конференции за круглым столом. Участники конференции обсуждали доклады, задавали друг другу вопросы и делились мнениями. Затем участником была предложена экскурсия в Кингесеппский историко-краеведческий музей. Музей размещается в здании бывшего Ямбургского коммерческого училища 1909-1910 годов постройки (проект того же архитектора К.К. Васильева), напротив собора Св. Екатерины. Основан музей в 1960 году, затем в 1979 году переехал в отреставрированный собор Св. Екатерины, который в 1990 году вернули Русской Православной Церкви. В 1993 году музею было предоставлено здание бывшего училища. В 1993-1999 годах в музее шли реставрационные работы. Экспозиции музея отличает насыщенность, особенно интересно представлен раздел по этнографии местного населения — ижорье, води, эстонцев, ингерманланцев… В музее проходила временная выставка посвящённая барону Н.Н. Врангелю и выставка к 90-летию окончания Гражданской войны на Северо-Западе России.

После осмотра музея участники и гости конференции отправились в Ивангород, где посетили братскую могилу воинов Северо-Западной армии на старом иваногородском кладбище. Памятник на этой братской могиле чудом сохранился в советское время. Дело в том, что Ивангород (Jaanilinn — эст.) с 1920 по 1940 годы принадлежал Эстонии и сталинские репрессии 1930-х годов не коснулись этой территории. После присоединения Эстонии к СССР этот памятник очевидно не замечали, так как он находится в глубине кладбища и по внешнему виду не сразу можно опознать, что это могила воинов Белой армии. К старому кладбищу примыкает пустырь и футбольное поле, рядом с которым также находятся братские могилы воинов Северо-Западной армии. В настоящее время эта территория находится под угрозой застройки — власти района планируют построить там Торгово-развлекательный центр, а с западной стороны при входе на кладбище уже ведут строительство бассейна. На могиле воинов Северо-Западной амии была отслужена иеромонахом Довмонтов (настоятелем Успенской церкви в крепости) лития. Реконструкторами, в историческом обмундировании того времени, был дан салют.

Затем участники конференции посетили водопад на реке Нарове, который в тот день действовал, так как шлюзы были открыты. Следующей остановкой в экскурсионной программе был Свято-Троицкий храм, являющийся усыпальницей российского мецената барона Александра Людвиговича Штиглица (1814-1884), его жены Каролины Логниновны Штиглиц (рожд. Мюллер) (1818-1873), и их родственников — члена Государственного Совета и Статс-секретаря при Императоре Александре III, Александра Александровича Половцова (1832-1909) и его супруги приёмной дочери барона А.Л. Штиглица Надежды Михайловны Половцовой (рожд. Юниной) (1843-1908). Летом 1919 года в этом храме состоялось венчание генерала А.П. Родзянко с баронессой Фридой фон Кампенгаузен (в православии Ольгой Владиславовной). Участники конференции осмотрели усыпальницу и церковь, в трапезной храма гостям был предложен ужин.

После храма часть участников уехала обратно в Ямбург (Кингисепп), так как заканчивалось время аренды автобуса. А часть не связанная автобусом отправилась в Иваногородский историко-архитектурный и художественный музей, в который входит крепость, картинная галерея, музей военно-оборонительного зодчества (в бывшем особняке купца Орлова) и художественный музей. Музей открылся 30 мая 1980 года. Художественный музей и дирекция занимает здание бывшего особняка купца Ф.Я.Пантелеева, построенное в 1850-1860 годы. История создания музея связана с именем М.Н. Потоцкого (1916-1999), сына известной художницы А.В.Щекатихиной-Потоцкой и воспитанника выдающегося художника-графика И.Я. Билибина. В 1980 году М.Н. Потоцкий подарил жителям Ивангорода коллекцию произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, созданных И.Я. Билибиным и А.В. Щекатихиной-Потоцкой, а также работы художников «Серебряного века» (А. Бенуа, Э. Серебряковой, К. Сомова, А. Остроумовой-Лебедевой и т.д.). Фактически здание художественного музея является музеем И.Я. Билибина.

Директор музея Ирина Николаевна Миронова провела экскурсию по экспозиции и выставке «Забытая армия», посвящённой Северо-Западной армии. Настоятелем Успенской церкви иеромонахом Довмонтом был отслужен молебен Ивангородским новомученикам Димитрию Чистосердову и Александру Волкову, пострадавших за веру в 1919 г. (память из 7 января по Григорианскому календарю).

Организация конференций была идеальной и соответствовала самому высокому столичному уровню. Хочется снова и снова поблагодарить организаторов за эти незабываемые два дня.

 

Ссылка на источник

Поделиться статьей

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс