Роща пятисот

Интересно отметить, что на досках из черного мрамора, помещенных на монументе выбит следующий текст: «В этой роще в 1919 году белыми бандами зверски замучено свыше пятисот человек: рабочих, крестьян, партизан, красноармейцев краснофлотцев, командиров и политработников», а на беломраморной доске, предваряющая перечень 18 фамилий, помещена следующая строка:

«Их погибло пятьсот.
Известны:
Вальтер А.А.
Васильев И.И.
Васильев Р.А.[45]
Гаврилов Я.В.
Иванов И. [46]
Корольков И.Е.
Коченов М.Г.
Ларионов Г.Л. [47]
Лохэ Г.Х. [48]
Минаев К.В. [49]
Миронов В.П. [50]
Никитин Е.В. [51]
Перфильев. [52]
Семенов К.Т. [53]
Торбин И.С. [54]
Фокин С.Ф. [55]
Юркин Е.Е.
Яковлев А.Ф.[56]»

Коммунисты ни смущаясь явным противоречием, оставили тексты без изменений. В вышеприведенном списке, выбитом на плите, не может не удивлять явное пренебрежение советской власти к своим героям: отсутствие дат рождения и смерти, не говоря уже об их «зашифрованных» именах и отчествах.

Вершиной апологетики в поддержку мифической истории «Рощи пятисот» служат пространные абстрагированные от действительности вирши советского поэта С. Макарова «Баллада о пятистах», извлечения, из которых мы приводим здесь, как яркую иллюстрацию вымученности и лживости очередного советского мифа:

И над Лугой, спокойной рекою
Шли последней дорогой пятьсот.
В грозных тучах летел над страною
Боевой девятнадцатый год.

Шли крестьяне, шагали матросы
Из последних измученных сил…
Офицер огоньком папиросы
Чьи-то брови, смеясь, подпалил.
………………………………………..

Видел с неба июньского месяц,
Как у рощи стояли пятьсот,
А напротив, им в головы метясь,
Сухо щёлкнул затворами взвод.
……………………………………..

Тихо сосны о чём-то шумели,
Каждый ствол их румяно пестрел…
Сам Юденич в английской шинели
Прибыл к роще взглянуть на расстрел.

Он хотел посмотреть на страдания,
Видеть слёз непрерывный поток.
Но, ни слёз, ни глухого рыданья
Даже вздоха дождаться не смог.

И тогда закричал в исступлении,
Обрывая терпения нить:
«Тот, кто встанет сейчас на колени,
Обещаю, останется жить!»
…………………………………….
Дальше визг генеральских проклятий,
Резкий взмах офицерской руки…
Эхо залпов катилось по глади
Засыпающей Луги-реки… [57]

 

На основании советских источников следует признать, что многолетние утверждения о «пятистах жертвах
белогвардейского террора», казненных и похороненных в сосновой роще около старого ямбургского кладбища, являются голословными, ибо не подтверждаются результатами расследования и документальными материалами.
Недавно стали достоянием гласности любопытные сведения, напрямую относящиеся к так называемой «Роще пятисот», которые установил местный исследователь.

Он утверждает на основании свидетельства старожилов, что в Ямбурге белогвардейцами была изловлена банда уголовника Ивана Пробкина с подельниками, промышлявших грабежами домов, храмов и вооруженными налётами на казначейство. Их судили, приговорили к смертной казни, повесили и закопали в братской могиле на том самом месте, которое сегодня известно под названием «Роща пятисот» [58].

Вообще отношение к своим павшим героям у коммунистов было своеобразное. В свете этой своеобразности следует привести несколько примеров, характеризующие безразличие и цинизм советской власти.

Осенью 1970 года на имя секретаря Кингисеппского райкома КПСС было получено письмо от полковника запаса Советской Армии К. Кангера. В своем письме, как участник боев в 1918 году в Ямбургском уезде, Кангер свидетельствовал: «В начале сентября группа участников Гражданской войны Эстонии посетила г. Кингисепп для отдания почестей павшим в августе 1918 года бойцов 14 Нарвского и 15 Тартуского полков. Подразделения этих полков участвовали в подавлении «кулацкого мятежа», а десять павших в бою бойцов в районе станций Веймарн – Вруда были похоронены на центральной площади г. Ямбурга в братскую могилу. К сожалению, эта могила не сохранилась <…>. Учитывая, что эта братская могила представляет большую ценность, как реликвия в военно-патриотической работе, где кровью были скреплены интернациональные связи и взаимная помощь эстонского и русского трудового народа против общего врага, мы ветераны Гражданской войны просим Кингисеппский райком партии сделать все необходимое, чтобы восстановить эту могилу. У нас
сохранилась фотография этой могилы в момент похорон» [59].

Местом братской могилы эстонских красноармейцев является бывший полковой сквер, на месте которой позже был устроен мемориал советским воинам, павшим в боях Великой Отечественной войны 1941-1944 гг. [60]

Обращение интернациональных братьев по партии и по оружию осталось без ответа. Факт расположения могилы и имена десяти похороненных здесь красноармейцев-эстонцев были преданы местной советской властью забвению.
До начала мая 1998 года здесь на небольшом гранитном кубе помещалась маленькая беломраморная доска со следующей надписью: «Воинам красной армии и местным жителям, погибшим от рук белогвардейских банд в 1919 году». В эти же дни куб с доской был демонтирован, а взамен старой была изготовлена новая большая гранитная доска, на которой крупным шрифтом был возобновлен прежний текст.

В селе Большие Поля, которое в годы Гражданской войны входило в Ямбургский уезд в 1919 году на северной окраине Лютеранского кладбища были похоронены погибшие в боях красноармейцы и расстрелянные белыми коммунисты располагавшегося здесь батальона. О существовании этой «затерянной» могилы вспомнил местный краевед в… 1975 году.
Тогда он писал: «Их братская могила до Великой Отечественной войны сохранялась. Сейчас её следы затерялись, долг наших следопытов разыскать и восстановить эту могилу» [61].

Петербуржский исследователь, посетивший этой весной настоящее село, сообщил, что теперь эта могила окончательно затерялась [62].

Поделиться статьей

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс