К вопросу о братских могилах и кладбищах СЗА на территории современной Эстонии

По свидетельствам самих организаторов и участников благоустройства кладбища и сооружения памятника, история их создания такова. Вероятно, последнее братское захоронение северо-западников и беженцев на Сиверсгаузенском кладбище состоялось в конце сентября или самом начале октября 1920 года.

Тогда супругами И. М. и М. И. Екимовыми на месте братских могил был установлен крест, а священником П. Дмитровским и псаломщиком В.  Никифоровым; был совершен обряд погребения [24]. 21 июля 1921 года инициативная группа сначала из 4-х, а затем из 20 человек, начала приводить могилы в порядок.

На территории братских захоронений были созданы три огромные клумбы, на которых в виде крестов были высажены цветы. В центре был искусственно насыпан большой земляной холм. На нем был воздвигнут двухсаженный деревянный крест. Основные земляные работы были закончены к 28 августа 1921 года. [25]. 3 сентября 1922 года состоялось освящение памятника на братской могиле. Надпись на огромном (уже железном) кресте была сделана медными буквами.

Сам крест весил 28 пудов (468,64 кг). Крест находился на постаменте, который, в свою очередь, находился на бетонном основании [26]. В 1923 году памятник представлял собой насыпной курган в виде четырехугольной усеченной пирамиды высотой 4,5 аршина (около3,2 метра). Размер кургана по периметру составлял 35 на 15 саженей (приблизительно 74,5 м на 32 м).

На каждой из четырех сторон кургана были проложены дорожки. По углам могилы были установлены валуны, соединенные цепями. На вершине кургана был водружен массивный чугунный крест высотой 3,5 аршина (около2,5 метров). На кресте была начертана надпись: «Упокой, Господи, рабов Твоих воинов Северо-Западной Армии, погибших от тифозного мора1920 г. Их же имена Ты, Господи, веси» [27].

Ежегодно, начиная с 1921 года, на кладбище, куда совершался крестный ход, проводились панихиды со сбором пожертвований на обустройство братской могилы и памятника. По установившейся тогда традиции, после панихиды на могилах северо-западников служилась короткая лития на соседнем кладбище 92-го пехотного Печорского полка Русской Императорской Армии [28].

 

УСТЬ-НАРВА (ГЕНГЕРБУРГ) (СОВР. НАРВА-ЙЫЭСУУ)

Информации, касающейся могилы северо-западникам в Нарва-Йыэсуу, нам, к сожалению, разыскать не удалось. Единственное упоминание в прессе о существовании этого кладбища содержится в сообщении газеты «Старый нарвский листок» от 13 сентября 1927 года, где говорится о том, что 11 сентября 1927 года из Свято-Владимирской церкви был совершен Крестный ход на «новое кладбище» в Нарва-Йыэсуу на могилу воинов Северо-Западной Армии. Панихиду отслужил священник Е. Яхонтов [29].

 

РЕВЕЛЬ (ТАЛЛИН)

Коппельское кладбище. Согласно газетным публикациям, первые работы по благоустройству кладбища начались не в 1920 году, а 12 июня 1921 года. В тот день по инициативе коппельского подотдела Комитета эмигрантов, усилиями более 100 добровольцев были насыпаны холмы, проложены дорожки, могилы были укреплены дерном, был начат сбор средств на посадку деревьев и сооружение гранитного памятника [30]. Работы были продолжены 16 и 19 июня 1921 года. [31]. 10 июля 1921 года состоялось освящение памятника митрополитом Александром (Паулусом). Описание памятника полностью совпадает с реконструкцией Ю. П. Мальцева. Крест и надпись на памятнике были выгравированы офицером-ливенцем П. В. Эберзовым. В газетах также отмечались организаторские заслуги в мероприятии по открытию памятника члена коппельского подотдела Комитета эмигрантов       В. Л. Губина и финансовая поддержка Русско-Балтийского завода [32]. К 7 сентября 1924 года кладбище снова было обновлено. Так, за счет Русско-Балтийского завода были установлены ограды, а за счет генерала О. П. Васильковского взамен обветшавших деревянных 45-ти крестов были поставлены новые. Территория кладбища была расширена, благодаря стараниям колонеля А. Симона и коменданта Таллинна О. Раудвере [33]. 31 августа 1927 года, действительно, состоялось освящение общего православного чугунного креста, который был установлен на небольшом гранитном пьедестале. Согласно газетному сообщению, вторая надпись:

«1919–1920 / КРЕПЧЕ, ЧЕМ ЭТОТ НАДГРОБНЫЙ ГРАНИТ, / СТАВШИЙ ГЕРОЕВ УДЕЛОМ, / РОДИНА ПУСТЬ НАВСЕГДА СОХРАНИТ / ПАМЯТЬ О ПОДВИГЕ БЕЛОМ», которую приводит и Ю. П. Мальцев [34], была выбита не на гранитной доске, а на мраморной, хотя не исключено, что корреспонденты «Нашей газеты» и «Вестей дня» могли ошибиться [35].

Поделиться статьей

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс